Не утихающие на протяжении последнего времени по обе стороны Атлантики шпионские страсти дают повод обсудить деятельность спецслужб с самых разных сторон. В том числе - с информационно-технологической точки зрения. Раньше технические способы передачи разведывательной информации были ярко выраженной экзотикой, вокруг которой кормились многочисленные писатели детективных романов. А сегодня никто не охотится за коротковолновыми передатчиками и не выходит на берег Женевского озера с удочкой, посылающей сквозь воду морзянку. Зачем, если есть компьютеры и глобальные вычислительные сети.
Минфин - Старейшая спецслужба.
Сначала несколько слов об американской разведке как таковой. Старейшей спецслужбой США является Министерство финансов - именно это ведомство несет охрану американских президентов и членов их семей с 1865 г. (год убийства Авраама Линкольна). А официальная история современной американской разведки начинается в 1941 г., когда Рузвельт подписал распоряжение об организации Управления стратегических служб (УСС). После Второй мировой войны аналитические подразделения УСС были переданы в ведение госдепартамента, а оперативные - Министерства обороны. В 1947 г. был принят закон о национальной безопасности, по которому и было создано ЦРУ. Ныне действующая структура разведывательного сообщества США определена в 1981 году Рейганом.
В состав разведывательного сообщества входят 14 спецслужб: ЦРУ, Разведуправление Министерства обороны (РУМО), Агентство национальной безопасности (АНБ), органы космической разведки Пентагона, разведуправления видов вооруженных сил, бюро разведки и исследований госдепартамента, занимающиеся разведывательной деятельностью подразделения министерств юстиции и финансов (!), а также ФБР.
Интересно, что финансирование спецслужб не связано с количеством самих шпионов. Так, наиболее богатая космическая разведка (более половины общих расходов на зарубежную разведку) является самой малочисленной (менее 1 % личного состава, всего 1000 человек).
Бойцы невидимого Интернета.
Информационно-технологическое превосходство стало основной задачей разведки в XXI-ом веке. Решению этой задачи подчинено все, даже мероприятия по реорганизации разведки.
Прежде каждое шпионское ведомство США по соображениям безопасности создавало свои собственные системы сбора и распределения информации (АНБ - CRITICOM, РУМО - JWICS, DODIIS, AMHS), но теперь назрела необходимость в их объединении.
Уже в начале 90-х годов в дополнение к открытым интернет-протоколам была разработана недоступная для обычных пользователей закрытая глобальная вычислительная сеть (так называемый "секретный Интернет"), которой могли бы пользоваться спецслужбы. Основным заказчиком информационной сети для обмена секретной информацией, получившей название INTELINK, стало разведывательное сообщество. Хотя в этой секретной сети также используется традиционный протокол TCP/IP, непосредственный доступ к секретной информации осуществляется через защищенный протокол HTTPS при наличии специального браузера с набором криптографических алгоритмов, поставляемого только для зарегистрированных пользователей INTELINK.
Сеть INTELINK имеет четыре уровня доступа к разведывательной информации по степени секретности:
* особо важная информация, которую готовит и распределяет только ЦРУ через специальную сеть PolicyNet для президента и Совета безопасности;
* информация, к которой имеют доступ около 50 тыс. пользователей (среди которых в свое время была и Моника Левински, когда она работала в Пентагоне);
* информация, связанная с планированием военных операций, к которой имеют доступ 265 тыс. пользователей сети SIPRNET;
* несекретная информация из открытых источников (печать, Интернет, телевидение, радио), которая составляет свыше 95% всей добываемой разведкой информации.
Уже ведутся работы по созданию "виртуальной аналитической среды" в рамках разведывательного сообщества, которая соединит в одно целое тех, кто собирает, распределяет, анализирует и потребляет информацию вне зависимости от ведомственной принадлежности аналитика.
Обработку разведданных - в частные руки.
По планам реорганизации американской разведки создаются условия для беспрепятственного перемещения персонала как внутри, так и вне сообщества, например в промышленности, по принципу ротации в интересах совершенствования профессиональных навыков и проведения на этой основе сокращения численности персонала.
АНБ США уже сообщило о планах передачи частному бизнесу большей части своих несекретных информационно-технологических функций. По словам директора Агентства генерал-лейтенанта ВВС Марка Хейдена, реализация проекта позволит сконцентрировать внимание АНБ на важнейших вопросах технического и технологического переоснащения, необходимость которого давно назрела. Эта инициатива, по оценкам представителей Агентства, позволит за 10 лет сберечь федеральной казне около $1 млрд. и ускорит модернизацию технической инфраструктуры АНБ.
На право получить контракт претендуют три частных консорциума, возглавляемые ведущими корпорациями США, названия которых пока не сообщаются. В случае его заключения в АНБ будут ликвидированы до полутора тысяч рабочих мест и аннулированы около 800 контрактов. Уволенным сотрудникам будущие участники контракта обязуются предоставить работу.
Таким образом, американская разведка переживает свой
очередной, в данном случае организационно-технологический кризис, результатом
которого может стать настоящий прорыв в достижении информационного
превосходства. А нашим спецслужбам предстоит найти адекватный технологический
ответ, который не может быть - как бы нам этого ни хотелось - асимметричным.