Правившая в течение двух последних президентских сроков администрация демократов во главе с экс-президентом Б. Клинтоном (1991 - 2000) поставила своего рода рекорд по количеству рассекреченных официальных документов правительственных учреждений США. По заявлению конгрессмена Дэвида Скэгса, ставшего инициатором рассекречивания архивов, "предание гласности реальной стоимости хранения государственных секретов позволит реформировать архивную систему и снизить налоговое бремя американцев". В соответствие с президентским Указом №12958 "Секретная информация о национальной безопасности" от 17 апреля 1995 г. ежегодно Управление по надзору за информационной безопасностью должно публиковать специальный отчет о количестве как рассекреченных, так и засекреченных документов, количестве официальных лиц, уполномоченных засекречивать и рассекречивать информацию, стоимости обеспечения сохранения в тайне сведений относящихся к вопросам национальной безопасности по всем федеральным органам исполнительной власти.
Согласно данным последнего отчета за 1999 ф.г. в США было рассекречено 127 миллионов страниц секретных документов. Для сравнения за период 1980 ф.г. - 1994 ф.г. т.е. до начала действия программы рассекречивания архивных материалов было рассекречено 188 млн. страниц или 12.6 млн. страниц в среднем за один год, а за время действия программы с 1995 ф.г. по1999 ф.г. - 789 млн. страниц. В целом за период с 1980 ф.г. по 1999 ф.г. т.е. за двадцать лет было рассекречено 977 млн. страниц. По мере рассекречивания архивные документы попадают в электронные каталоги библиотек Конгресса и администрации президента США, ЦРУ, Пентагона и других ведомств для неограниченного доступа через Интернет.
Динамика изменения стоимости сохранения в тайне государственных секретов США за последние пять лет выглядит следующим образом: 1995 ф.г. - 5.6 млрд. долл., 1996 ф.г. - 5.2 млрд. долл., 1997 ф.г. - 4.1 млрд. долл., 1998 ф.г. - 5.0 млрд. долл., 1999 ф.г. - 5.0 млрд. долл. При этом соотношение затрат на обеспечение секретности документов правительства и промышленности существенным образом изменилось: 1995 ф.г. - 0.9:1, 1996 ф.г. - 1.1:1, 1997 ф.г. - 4.9:1, 1998 ф.г. - 2.6:1, 1999 ф.г. - 3.2:1. Иными словами центр тяжести борьбы за секретность переместился в правительственный сектор, где собраны архивы: промышленность оберегает только новейшие технологии и конструктивные материалы. Интересно и то, что стоимость рассекречивания самих документов не превышает 5-6% от стоимости их засекречивания: дешевле предать гласности то, что уже не представляет ни для кого никакого секрета.
Структура затрат на обеспечение режима секретности в правительственных учреждениях по данным за 1999 ф.г. лишний раз подтверждает высокий уровень развития информационных технологий в США: проверка граждан на допуск к секретным документам - 426 млн. долл. (11%), физическая безопасность помещений и хранилищ - 410 млн. долл. (11%), информационная безопасность автоматизированных систем - 1.9 млрд. долл. (50%), изменение (повышение или понижение) грифа секретности - 452 млн. долл. (12%), обучение персонала - 97 млн. долл. (3%), планирование и контроль - 480 млн. долл. (13%). Для ограничения доступа к секретной информации через Интернет, используется специальный протокол HTTPS со встроенной цифровой подписью, имеющий сертификат Пентагона.
По новому положению жестко ограничен круг официальных лиц, которым предоставлено право засекречивать или рассекречивать информацию - 3846 чел., включая президента. По итогам 1999 ф.г. бесспорным лидером в засекречивании информации является ЦРУ - на него приходится 44% всех принятых решений, в то время как на Пентагон - 27%, министерство юстиции - 2%, государственный департамент - 2% и все остальные ведомства - 1% соответственно. Всего было принято около 170 тысяч решений по засекречиванию информации. При официальной штатной численности ЦРУ в 17000 чел. нетрудно определить среднее количество засекреченных документов одним "рыцарем плаща и кинжала" - 4.4 ед., и это при средней заработной плате сотрудника в 50000 долл. за год! Впрочем удивляться здесь нечему: 90% информации американская разведка получает из открытых источников, проанализировав которые она и создает свои секретные отчеты. По оценкам ЦРУ 1% бюджетных ассигнований на разведку, затрачиваемых на отрытые источники, дает около 40% всей добываемой информации.
В настоящее время в США существует три грифа секретности документов: "совершенно секретно", "секретно" и "для служебного пользования". При засекречивании документа одновременно устанавливается контрольный срок или событие после которого он подлежит рассекречиванию. Как правило такой срок не превышает 10 - 25 лет. Ранее секретные архивные документы, например ЦРУ, давностью более 25 лет фактически не подлежали рассекречиванию ни при каких условиях. Сейчас каждый год должно проводиться уточнение предельного срока засекречивания всех документов независимо от ведомственной принадлежности.
Например, в 1992 г. Пентагон издал специальную директиву о так называемых "информационных операциях" с грифом "совершенно секретно", в которой содержались оперативно-тактические приемы ведения боевых действий, позволившие американцам вначале нейтрализовать и уничтожить систему ПВО, а затем парализовать систему управления и деморализовать личный состав армии Ирака, что, в конечном итоге, и обеспечило победу группировки многонациональных вооруженных сил при минимальных потерях союзников. Однако, после того как в зарубежной печати и сети Интернет в 1995 г. начали появляться публикации о методах ведения "информационных операций" гриф документа уже в 1996 г. был снижен до уровня "секретно", а в настоящее время решается вопрос о ее рассекречивании.
Для сравнения, действующий в настоящее время в Российской Федерации Закон от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (с изменениями от 6 октября 1997 г.) устанавливает три грифа секретности документов: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно". Использование грифа "для служебного пользования" при закрытии и ограничении доступа к информации регламентируется постановлением Правительства РФ от 3.11.94 г. №1233. Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Пересмотр грифа секретности проводится периодически, но не реже чем через каждые 5 лет.
Вновь установленный в США порядок рассекречивания предусматривает автоматическое снятие грифа по истечении контрольного срока, если этот срок не будет продлен тем ведомством, которое заинтересовано в сохранение его секретности. Отслеживание сроков рассекречивания документов ведется с помощью специальной базы данных на компьютере, что позволяет заблаговременно выдавать официальные предупреждения о снятии грифа секретности по умолчанию.
В частности, 1.5 млрд. страниц архивных документов засекреченных более 50 лет тому назад, в основном относящиеся к источникам и методам сбора разведывательной информации, официально занесены в базу данных со сроком рассекречивания не позднее 17 апреля 2003 г. Все тайное рано или поздно становится явным.
Например, после одержанной в 1991 г. победы над вооруженными силами Ирака в ходе военной операции многонациональных сил "Буря в пустыне" в США в обстановке чрезвычайной секретности был проведен анализ хода боевых действий. Пентагон, не смотря на эйфорию царившую в США после внушительно одержанной победы, извлек уроки, которые быстро отрезвили прежде всего самих вооруженных до зубов и оснащенных по самым последним меркам заокеанских вояк. Оказалось, что Давид, повергнувший ослепленного Голиафа, вполне мог испытать его участь. В итоге на свет появилась директива TS3600.1 "Информационная война", в которой впервые были сформулированы принципы ведения так называемых "информационных операций", как основы ведения войн будущего. В одном из официальных бюллетеней Пентагона для общественности появилось упоминание некой директивы, охватывавшей вопросы противодействия системам управления посредством "огневого поражения, радиоэлектронной борьбы, оперативной маскировки, введения в заблуждение и психологических операций".
Изначально эта директива имела гриф "совершенно секретно", поскольку в ней, как выяснилось позже, содержались оперативно-тактические приемы ведения боевых действий, позволившие американцам вначале нейтрализовать систему ПВО и уничтожить авиацию, а затем парализовать систему управления вооруженными силами и деморализовать личный состав армии Ирака, что в конечном итоге и обеспечило победу группировки многонациональных сил при ее минимальных потерях. Фактически НАТО повторило в Персидском заливе классический вариант блицкрига немецкого Вермахта образца лета 1941 года (план "Барбаросса"), используя высокоточное оружие, самолеты-невидимки, приборы ночного видения, спутники, цифровую связь и компьютеры.
Однако после того как в зарубежной печати начали просачиваться отдельные сведения о концепции ведения информационных войн, а в августе 1995 г. вышла в свет и одновременно была помещена в сети "Интернет" книга ведущего специалиста Национального военного университета США Мартина Либики "Что такое информационная война?", где было приведено название и частично раскрыто содержание директивы, гриф документа был снижен до уровня "секретно". Сейчас, когда в "Интернет" уже давно опубликованы официальные тексты военных наставлений и доктрин Пентагона по ведению "информационных операций" FM-106, JP3-13, OPNAVINST C3430.25, AFPD 10-7, MCO 3430.5 и др. есть основания полагать, что в ближайшее время этот секретный документ будет наконец передан в руки историков и журналистов. По всей видимости это произойдет после реализации первого этапа мероприятий так называемого Национального плана защиты информационных систем, когда будут установлены специальные датчики обнаружения несанкционированного вторжения в информационные ресурсы Пентагона, ЦРУ, АНБ, ФБР и других федеральных ведомств.