На главную страницу            Статьи            Фото            Ссылки на сайты            Новости

18.02.2002

Информационная безопасность и информационные войны.

Краюшкин О.В., эксперт ДВ АБОП

 

В последнее время достаточно часто звучат слова о том, что необходимо усилить информационную безопасность, правда, при этом часто смешивают два понятия "компьютерная безопасность" и "информационная безопасность". Причем первое является составной частью второго. Да, компьютерная безопасность (в смысле безопасность самих компьютеров и компьютерных сетей) - вещь, безусловно необходимая, но недостаточная в нынешних условиях. Обратимся за фактами к истории.

“Холодная война” как политический феномен так и не был до конца понят и осознан кремлевским руководством. Поэтому ставка в противоборстве с США делалась в значительной степени на развитие ВПК и военных средств, которые, как оказалось, в отличие от невоенных средств невозможно было применить в глобальном масштабе”. В оценке последствий “холодной войны” можно сказать следующее, что Запад и, прежде всего, США одержали победу с помощью новейших информационных технологий, а точнее сказать - дезинформационных методов и средств ее ведения. Подчеркнем, что информационная экспансия по заданному шаблону неспешно “формирует” в экономике, в политике, в обороне, в информатике, в духовной и в других сферах нашей государственной, общественной и личной жизни прежде всего те направления развития, которые определяют дальнейшую судьбу России как интеллектуального и сырьевого придатка нынешнего цивилизованного мира. Отметим, что за последние 15 (!) лет расходы на разработку и приобретение средств информационной борьбы в США увеличились в четыре раза и ныне занимают первое место среди расходов на все их программы вооружений.

Это справедливо, потому что в XXI веке до прямого военного конфликта (в традиционном понимании) можно и не дойти. Достаточно иного воздействия: экономического, финансового, пропагандистского и др., что в свою очередь, накладывает возросшие обязательства на силы безопасности любого (развитого) государства, в том числе его вооруженные силы. Россию, с ее неравномерностью развития, многие относят то к развитым, то к развивающимся государствам. Но, к отсталым, ее точно не причисляют, а это приводит к тому, что ее уязвимость от современных информационно-интеллектуальных средств возрастает.

Заметим, что во время операции "Буря в пустыне" в 1991 году американцы активно применяли современные информационно-психологические средства для поражения армии противника. В этом случае они действовали в соответствии с новой концепцией вооруженной борьбы, когда важность и протяженность первого (подготовительного) этапа, во время которого ведется активная информационно-психологическая обработка, на порядок возрастают. Кстати сказать, что эта обработка ведется в обоих направлениях: внешнем и внутреннем. Внешнее воздействие рассчитано на армию противника и его население, а внутреннее воздействие на собственную армию и свое население.

За время прошедшее с этой операции, американские армейские информационно-психологические подразделения многому научились. Например, при бомбардировках Югославии, эта подготовка дала возможность в течение двух месяцев спокойно отрабатывать удары при полной поддержке мировой общественности. Это ли не результат долгой и кропотливой работы и завидного профессионализма. Заметим, что в 1992 году численность специалистов в PR-подразделениях армии США (PR - связи с общественностью) насчитывала 1200 человек. Видимо сегодня, эта цифра выросла в 7 (семь) раз, причем как в количественном плане, так и в качественном (пример - Югославия). Не зря, видимо, на пороге XXI века, один американский генерал заявил "дайте мне десяток хакеров и я поставлю на колени любую страну". Он не блефует, так как современное состояние глобальных информационных сетей и систем управления таково, что небольшая слаженная команда специалистов в области ИТ и PR способна произвести переворот в организации и управлении любого развитого государства путем нарушения нормальных управленческих коммуникаций и подрывной информационно-психологической деятельности воздействующей на сознание народа данной страны. Заметим, что эта операция (при наличии определенных условий) может быть проведена в кратчайшие сроки.

Перечислим набор средств, которые входят в информационное оружие:

·         программное и информационное обеспечение;

·         программно-аппаратные, телекоммуникационные и другие средства информации и управления;

·         каналы связи, обеспечивающие циркуляцию информационных потоков и интеграцию систем управления;

·         интеллект человека и массовое сознание.

Отметим, что информационной оружие обладает наибольшей избирательностью, поражаемостью и требуемой масштабностью. Это объясняется такими свойствами информационной сферы, которые кардинально отличают ее от других компонентов жизненной среды:

·         неисчерпаемость и восполняемость инфоресурсов;

·         возможность их быстрого копирования с высокой степенью достоверности;

·         возможность перемещения больших объемов этих ресурсов практически без потерь, с высокой скоростью и на огромные расстояния;

·         компактность источников и носителей информации;

·         мгновенная, но бескровная реакция (отклик) информационной сферы на трудно идентифицируемое (в отношении источника) воздействие и др.

Характерно, что к числу воздействующих на инфосферу можно отнести и невоенные средства, куда входят:

·         идеологические;

·         религиозно-культурные;

·         политические;

·         дипломатические;

·         торгово-экономические;

·         финансово-кредитные;

·         военно-экономические;

·         промышленно-технологические;

·         научно-технические;

·         асоциальные.

Отсюда вытекает следующее, что, кстати, признавал и генерал Клаузевиц: волей-неволей придется дойти и до таких войн, которые заключаются только в угрозе противнику, т.е. ведение которых предполагает использование только политических и других невоенных средств.

В целом под информационным оружием понимается совокупность специальных средств, технологий, информации и дезинформации, применяемой для деструктивных воздействий на менталитет населения и информационно-техническую инфраструктуру государства. К видам информационного оружия можно условно (по отношению к основным объектам воздействия) отнести пять соответствующих совокупностей или групп средств, применяемых для деструктивных (дезориентирующих, дезинформирующих, дезорганизующих, дестабилизирующих, разрушающих, подавляющих и др.) информационных воздействий:

·         средства массовой информации (СМИ: радио, пресса, телевидение) и агитационно-пропагандистские средства (видеокассеты, электронные учебники и энциклопедии и др.) как вид информационного оружия массового поражения, предназначенного для целенаправленного нанесения информационного ущерба, главным образом, духовно-нравственной жизни населения противостоящей (враждебной) стороны и, в первую очередь, его исторической памяти, мировоззрению, морально-нравственным идеалам с целью возможного управления его поведением, а также - для создания препятствия аналогичным действиям противника;

·         психотронные средства (специальные генераторы, специальная видеографическая и телевизионная информация, видеосредства НИТ типа “виртуальная реальность” и др.), предназначенные для дистанционного зомбирования населения и военно-технического персонала противостоящей стороны, а также для возбуждения психических и психофизиологических расстройств людей - пользователей систем НИТ (видеографических и др.) на основе специальной комбинации цветовой гаммы, дискретности и интенсивности излучения на экранах ЭЛТ мониторов, эффекта “25 кадра” (воспринимаемого только на подсознательном уровне) и др.

·         электронные средства (оптико- и радиоэлектронные средства - специальные передающие устройства и излучатели электромагнитных волн и импульсов, и др.; электронно-вычислительные средства -“компьютерные вирусы”, разрушающие программные закладки-“черви” и др.). Радиоэлектронные средства предназначены для радиоэлектронного подавления и поражения радиоэлектронных средств и сил противника, а также для защиты своих радиоэлектронных средств от радиоэлектронного поражения и подавления. Оптикоэлектронные - для подавления и поражения оптикоэлектронных средств противника. Электронно-вычислительные средства или средства компьютерных технологий предназначены для повышения эффективности действия своих информационных систем и средств (в частности, систем оружия и средств распознавания целей и их принадлежности на поле боя), а также для разрушения или искажения информационных массивов данных, используемых в автоматизированных информационно-ударных системах противника;

·         лингвистические средства (языковые единицы, “специальная” терминология, обороты речи, имеющие семантическую неоднозначность при переводе на другие языки и др.), предназначенные, главным образом, для использования высококвалифицированными специалистами при ведении международных переговоров, подписании и выполнении договоров между сторонами. Данные средства могут обеспечить долговременный и эффективный результат;

·         психотропные средства (специально структурированные лекарства, психофармакологические и психодислептические средства, транквилизаторы, антидепрессанты, галлюциногены, наркотики, алкоголь и др.), предназначенные для воздействия на психику человека на генном или хромосомном уровнях: транквилизаторы разрывают связь между информационно-психическими и физическими процессами в организме человека, галлюциногены вызывают психические расстройства и др.”.

Отсюда основными задачами информационной борьбы можно считать:

·         в мирное время - обеспечение информационной безопасности государства и его ВС путем укрепления и повышения информационно-технологического потенциала своей страны, поддержания устойчивого управления экономикой, войсками и оружием, воздействия на общественное сознание для активизации моральных стимулов населения к необходимости вооруженной защиты Отечества в случае вооруженной агрессии, а также поддержка (инспирирование) вялотекущих деструктивных процессов в сфере государственного управления противника, которые изнашивают его информационно-технологический ресурс;

·         в военное время - обеспечение информационного превосходства государства и его ВС путем активного воздействия (информационно-психологического, радиоэлектронного, программно-компьютерного, психотронного и др.) на системы государственного и военного управления противника и источники информационных угроз для блокирования (нарушения работы, разрушения) стратегических систем управления (ракетно-ядерным оружием и др.) и введения противника в заблуждение о сроках начала, характере и масштабах предстоящей военной кампании в целом и отдельных операций, снижения морально-психологической устойчивости и боевого духа войск противника при одновременном предупреждении, парировании и нейтрализации негативных информационных воздействий, осуществляемых противником.

В этой связи, отметим, что опасность такого рода войн признается руководством России и частично решение проблем закреплено в нескольких нормативных документах. К таковым можно отнести Концепцию национальной безопасности и Доктрину информационной безопасности.

Согласно Концепции национальной безопасности национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

·         реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности;

·         совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;

·         противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Согласно Доктрины информационной безопасности России существует четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.

Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Подчеркнем, что государственные и негосударственные органы и средства массовой информации, которые являются основным средством информационно-психологического влияния на население и руководство иных стран, должны стать инструментом информационного обеспечения геополитической деятельности России. При этом действия в идейно-религиозной, информационной, научной, культурной и дипломатической сферах ведутся непрерывно, вне зависимости от состояния отношений с иными государствами.

В целом к числу практических методов информационного нападения и защиты относят три основных приема:

·         полная подмена или дезинформация;

·         частичная подмена или трансформация;

·         оглушение или подача качественно иной (новой) информации.

 

Следующая статья            Послать мне письмо            Гостевая книга

 

 

Hosted by uCoz