Гриняев С.Н., кандидат технических наук, старший
научный сотрудник
5 февраля 2001 года в Москве в
Мосбизнесцентре в рамках 6-го Международного форума «Технологии безопасности»
прошла Всероссийская конференция «Информационная безопасность России в условиях
глобального информационного общества».
В резолюции, принятой по итогам данной
конференции, говорится, что стремительное развитие и повсеместное применение
информационных технологий, превращение информации в ценнейший ресурс
жизнедеятельности обусловливает движение человечества к информационному
обществу. Это нашло отражение в принятой странами "Большой восьмерки"
Окинавской хартии глобального информационного общества (22 июля 2000 г.), в
соответствии с которой Россия становится полноправным членом мирового
информационного сообщества. Вместе с тем ее положение в этом сообществе будет
зависеть от того, что она привнесет в него и насколько сможет обеспечить защиту
собственных интересов, в том числе в области информационной безопасности.
Сегодня многие политологи и социологи
отмечают, что в настоящее время происходит существенное изменение роли
коммуникаций, вызванное ростом стоимости нематериальных активов, а также
выходом на рынок новых высокотехнологичных компаний. Наряду с этим происходит
создание все более изощренных технологий воздействия на аудиторию, которые
становятся все более доступными. Так под влиянием процессов глобализации
Интернет становится важнейшим каналом для влияния на поведение и восприятие
людей. Сегодня информация как никогда стала инструментом власти.
Уже достаточно много писалось о том, что
переход в середине 80-х годов информации в разряд важнейших ресурсов
государства вызвал к жизни и проблему обладания этим ресурсом. В национальных
военных доктринах многих стран появилось понятие «информационная война» и
«информационное оружие».
По большому количеству публикаций в этой
области можно судить об определенном интересе общественности к данной проблеме.
В большинстве публикаций тема ведения
информационных войн сводится к ее описанию как современного радиоэлектронного
противоборства, связанного с достижением превосходства над противником путем
парализации действия его систем управления.
Однако следует заметить, что в
последнее время акценты в определении целей ведения информационной войны
заметно сместились с систем управления вооружением и военной техникой на
человека – лицо, принимающее решения, К сожалению, этот аспект
информационных войн по ряду причин достаточно слабо представлен в прессе.
Между тем информационное оружие может
применяться задолго до начала боевых действий, а Российская Федерация,
обладающая значительным военным и экономическим потенциалом и представляющая
для стран Запада серьезное препятствие на пути к мировому господству, является
объектом пристального внимания спецслужб иностранных государств, занимающихся
вопросами информационного противоборства.
Как отмечается некоторыми специалистами,
среди наиболее серьезных по своим последствиям задач, которые решаются с
помощью информационного оружия, можно выделить следующие:
Вместе с тем, следует отметить, что
сегодня в России, как ни в одной другой стране мира получили широкое и
бесконтрольное со стороны власти распространение всевозможные агентства по
связям с общественностью (PR-агентства), имиджмейкерские фирмы и пр., которые
на поверку зачастую оказываются хорошо подготовленными «подразделениями информационного
фронта».
Так в одном из докладов на конференции
представителей подобных структур, состоявшейся в Москве в середине февраля
текущего года, подчеркивалось, что при планировании, проведении и оценке
эффективности любой PR-кампании (читай – «информационной операции») основным
является информационное поле, образуемое средствами массовой информации,
которое в докладе именовалось как “медиа-информационное поле”.
В качестве основной цели анализа
медиа-информационного поля определялось выявление и описание наиболее
благоприятных тематических, временных, территориальных и пр. сегментов для
построения наиболее успешной стратегии целенаправленного коммуникативного
воздействия на аудиторию. Особенно подчеркивалось, что при подготовке
PR-кампании основная цель первичного информационного анализа – выяснение
основных характеристик информационного поля.
При реализации PR-кампании целью анализа
информационного поля является постоянный мониторинг ситуации для
корректировки и усиления эффективности работы PR-кампании, а также для
более качественной оценки предпринятых усилий. При работе в условиях
кризиса (чужой PR-кампании) анализ проводится с целью выявления первых
признаков контр-кампании, для ее предупреждения, выставления защиты и поиска
возможных точек контрудара.
Одним из наиболее интересных методов
анализа является метафорический анализ информационного поля. В этом
случае цель исследования – очертить в целом метафорическую карту
информационного поля на данную тему, создать возможные предпосылки для моделирования
и генерации новых метафор, необходимых для изменения картины мира целевой
аудитории. Подчеркивается, что внедрение наиболее оригинальных,
запоминающихся и стратегически верных метафор в сознание целевой аудитории –
одна из основных задач любой информационной операции.
Считается, что одним из наиболее
эффективных видов анализа является мониторинг СМИ. Как правило мониторинг СМИ
включает в себя:
психолингвистическая экспертиза массивов
текстов статей, сюжетов, выступлений в СМИ, рекламных роликов и т.д. с целью
выявления подсознательного воздействия текстов на аудиторию.
Мониторинг СМИ имеет следующие
отличительные черты:
Многие отечественные эксперты в области
PR-технологий отмечают, что разработанные сегодня методики экспертной оценки
политической ситуации весьма эффективны, при этом современный уровень
теоретической и практической подготовки политтехнологов достаточно высок для
проведения информационных акций любого масштаба и направленности, о чем
наглядно свидетельствует российская действительность.
Наличие столь мощного и хорошо
оплачиваемого контингента политтехнологов при одновременном отсутствии четкой
информационной политики у государства порождает серьезную угрозу как
внутренней, так и внешней безопасности России.
Пожар на Останкинской башне летом 2000
года отчетливо показал, что для 90 % населения России телевизор остается
главным источником информации. Телевидение остается абсолютным лидером среди
национальных СМИ по силе воздействия на общественное сознание. Не случайно
первой восстановленной после пожара передачей стала одна из многочисленных
«мыльных опер». И именно в этой сфере наиболее заметны угрозы нашей информационной
безопасности, наиболее ощутимо наше поражение.
Россия продолжает активно вытесняться с
международного рынка спутникового телевещания и уже в среднесрочной перспективе
контроль за использованием космического сегмента телевещания может быть нами
полностью утрачен.
В 1991 году после распределения через
МКРЧ (Международный комитет по распределению частот вещания - IFRB) 720
"точек стояния" спутников на геостационарной орбите России досталось
лишь 57. США заняли 245 "точек", международные организации - 267. А
мы - Россия - за прошедшие годы мы смогли занять лишь 27 из выделенных нам
мест.
В связи с большим количеством заявок МКЧР
принял решение в конце 2000 года пересмотреть принципы использования
геостационарной орбиты, в частности, сократить сроки "закрепления" с
9 до 5 лет. Принимая во внимание трудности с финансированием российских
проектов, можно полагать, что в результате нового распределения Россия потеряет
незанятые ею точки. Кроме того, после перепрофилирования организации
"Интерспутник" на американские аппараты "LMI-1" мы потеряем
еще 15 орбитальных позиций, которые в принципе могли бы служить интересам нашей
страны.
За 1991-1998 годы доля группировки
телевизионных вещательных спутников России сократилась с 30% до 16% от
общемирового уровня. Доля США составляет 43%, стран Западной Европы - 39%.
Участие России в мировом рынке спутниковой связи за этот же период сократилось
до 2,4%.
Другим фактором, оказывающим определяющее
влияние на развитие телевещания в нашей стране, являются процессы коммерциализации
и связанный с этим рост влияния зарубежного капитала. Очевидно, что чем
сильнее влияние зарубежного капитала, тем труднее ожидать от российского
телевидения проявления информационной независимости.
В ноябре 1998 года на геостационарную
орбиту (36 градусов в.д.) был выведен первый негосударственный российский
спутник непосредственного телевещания "Бонум-1", созданный известным
американским концерном "Хьюз" по заказу холдинга
"Медиа-Мост" и его дочерней компании "Бонум-Мост".
Стоимость проекта - 150 млн. долл. США. Проект реализован при финансовой
поддержке американских "Эксимбанка" и "Чейз Манхэттэн
банка". Аппаратура спутника имеет 8 транспондеров, каждый из которых
обеспечивает по 6 каналов вещания в цифровом стандарте.
В Москве, Петербурге, Архангельске и
практически во всех столицах СНГ при финансовом участии американского холдинга
"Метромедиа интернэшнл груп" свои услуги спутникового телевещания
предлагает компания "Космос-ТВ". Сохраняя ориентацию на вещание для
иностранной аудитории в России и людей, владеющих иностранными языками,
компания постепенно наращивает и число каналов с русским синхронным переводом
или двойным аудиоканалом. Сегодня с территории России возможен прием более 50
зарубежных телеканалов, транслируемых через спутники.
Капиталы Сороса, Мэрдока, Тернера и
других напрямую или через совместные компании - "ПЛД-Телеком",
"Белсел", рекламные агентства на телеканалах ОРТ, ТВ-6, НТВ)
участвуют в деятельности российских СМИ. Иностранный капитал начинает определять
и информационную политику российских СМИ. Информационно-психологическое воздействие
на население нашей страны в пропагандистских интересах США и стран НАТО
осуществляется практически беспрепятственно и бесконтрольно. Ни для кого не
секрет, что радио "Свобода" является подразделением разведывательного
сообщества США по проведению специальных операций за рубежом, финансируется
американским Конгрессом и жестко проводит линию американского Государственного
департамента, вопреки интересам России.
Директивой президента PDD-68 от 30.01.99
Белый дом создал новую структуру под названием "INTERNATIONAL PUBLIC
INFORMATION GROUP" (IPI). В задачи этой организации входит профессиональное
использование разведывательной информации в целях оказания влияния "на
эмоции, мотивы, поведение иностранных правительств, организаций и отдельных
граждан". Существенную роль в создании агентства сыграло
разведсообщество, прежде всего ЦРУ.
Многие страны мира сейчас создают у себя
системы защиты от информационной агрессии, американской культурной экспансии.
Во Франции, к примеру, по телевидению разрешается показывать не более 50%
иностранных фильмов, абсолютное большинство которых, как известно,
американские. Наше государство пока не приняло никаких существенных мер по
идеологической защите своих граждан.
Учитывая сложность и специфичность
информационного воздействия, для обеспечения безопасности Российской Федерации
стране жизненно необходимо формирование Федерального научно-координационного
центра исследований по тематике информационной безопасности. Можно также
рассмотреть и вопрос создания Федеральной службы информационной безопасности.
Не обойтись в решении этой проблемы и без
грамотной юридической база в сфере обеспечения информационной безопасности, без
четкого распределения полномочий между федеральными ведомствами в сфере
информационной безопасности и согласованной программы действий федеральных
ведомств в сфере информационной безопасности.
К сожалению, и это надо признать, Россия
пока остается, практически единственной страной, которая последовательно
добивается на международном уровне подобной постановки вопроса. Уже проделана
определенная работа, подготовлены и доложены материалы по вопросам
информационной безопасности на 53 и 55 сессиях Генеральной ассамблеи ООН.
Однако этого явно недостаточно. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы
в XXI веке достижения в области информационных технологий служили исключительно
на благо человечества. Упустив момент сегодня, завтра мы рискуем встать на
порог очередного витка гонки вооружений. В этом случае опасность развязывания
глобальной информационной войны, объектом воздействия в которой станет самое
тонкое достижение эволюции – сознание человека, станет реальностью.