На главную страницу            Статьи            Фото            Ссылки на сайты            Новости

28.09.2001

Особенности информационной войны во время агрессии НАТО против Югославии.

(по материалам открытой печати)

Сергей Гриняев

Особенности информационной войны накануне агрессии

При подготовке агрессии против Союзной Республики Югославии НАТО придавало большое значение организации и ведению информационной войны. Военно-политическое руководство блока исходило из того, что умелое и эффектив­ное осуществление информационно-психологического воздействия в зна­чительной степени определит уровень международной поддержки прово­димых НАТО силовых акций и существенно скажется на морально-психоло­гической устойчивости вооруженных сил и руководства СРЮ.

При планировании агрессии основные усилия информационных струк­тур блока направлялись на решение следующих задач:

Одновременно с решением перечисленных задач планировался целый ряд мероприятий по воздействию на информационную инфраструктуру СРЮ.

События в Югославии в этой области развивались стремительно и зачастую трагично. Югославские СМИ стара­лись всячески подчеркнуть единство союза. Однако мировое обществен­ное мнение формировалось под воздействием западных СМИ, склонных к поддержке сепаратистских тенденций и настроений в югославс­ких республиках. В силу этого предыстория гражданских, а затем и межгосу­дарственных военно-политических конфликтов на территории бывшей Юго­славии не получала должного освещения, тем более, что негативный образ СРЮ был создан и поддерживался в мировом общественном мнении еще со времени военного конфликта в Боснии и Герцеговине.

На основании решения президента США были определены объекты воздействия: на политическом уровне — это широкие слои населения стран НАТО и мировая общественность, на стратегическом — правительство, на­род и вооруженные силы Югославии. Все мероприятия планировалось про­вести в два этапа.

На первом этапе (до начала агрессии) было предусмотрено информа­ционное воздействие на политическом уровне. Его основными объектами являлись: широкая общественность стран НАТО, других государств Евро­пы, включая Россию, население Ближнего и Среднего Востока, Азии. Глав­ные цели, поставленные на этом этапе, состояли в обеспечении междуна­родной поддержки курса США и их союзников по НАТО в отношении СРЮ, убеждении мирового сообщества, что в Югославии нарушаются права ал­банцев, и оправдании необходимости применения военной силы.

На втором этапе (с началом агрессии) акцент был сделан на ведение информационного противоборства на стратегическом уровне. В качестве основных объектов воздействия на территории Союзной Республики Югославии были определены ее правительство, личный состав вооруженных сил и население. Конечная цель всех мероприятий по информационному воздействию на этом этапе — безоговорочная капитуляция СРЮ на услови­ях США и НАТО.

План информационной войны был согласован со всеми странами-уча­стницами НАТО, от которых были выделены воинские контингенты. В ее осу­ществлении участвовали высшее политическое руководство стран НАТО, министерства иностранных дел, спецслужбы, национальные СМИ, армейс­кие структуры ведения психологических операций. Участие этих сил в инфор­мационной агрессии против Югославии было подтверждено многочисленны­ми теле- и радио заявлениями президента США, премьер-министра Великоб­ритании, генерального секретаря НАТО, руководителей министерств иност­ранных дел и обороны стран-членов Североатлантического альянса.

В США основные задачи в информационной войне на стратегическом уровне выполняли государ­ственный департамент, Информационное агентство США (ЮСИА) со своими под­разделениями (международные спутниковые телесети, радиостанции "Го­лос Америки", "Свобода", "Свободная Европа"), Центральное разведыва­тельное управление и специалисты-психологи из Пентагона.

Структурные подразделения ЮСИА бесплатно рассылали в адрес ты­сяч радиостанций многих стран мира свои передачи в записи, издавали раз­личные информационные бюллетени. Большое значение в деятельности ЮСИА придавалось реализации американских материалов в зарубежной прессе. Необходимо особо отметить, что распространение продукции само­го ЮСИА внутри США было строго запрещено.

Таким образом, против СРЮ была осуществлена целая серия инфор­мационно-психологических операций. Она включала мощное воздействие на информационные системы Югославии с целью разрушения информацион­ных источников, подрыва или ослабления системы боевого управления, изо­ляции не только войск (сил), но и населения.

Составной частью информационной агрессии явилось и развертывание направленного и интенсивного вещания на территорию Югославии радио­станции "Голос Америки", уничтожение теле- и радиоцентров с целью обес­печения контроля над общественным мнением населения. Так, после раз­рушения телецентров в Приштине и Белграде местные жители вынужденно оказались в информационном поле СМИ только стран НАТО. Для непос­редственной "оккупации информационного пространства Югославии" НАТО применяло апробированные ранее США в Ираке, Гренаде и Панаме спосо­бы, в том числе летающую теле- и радиостанцию "CommandoSolo", которая транслировала свои передачи на частотах, используемых сербским телеви­дением.

В рамках информационно-психологических операций было спланировано ведение радиовещания на Югославию с территорий сопредельных стран, а также разбрасывание пропагандистских листовок. Предполагалось активное использование штатных формирований психологических операций и соответ­ствующих СМИ, находящихся в распоряжении командования сухопутных войск США. Для нарушения работы югославских компьютерных сетей Нью-Йорским университетом по заказу Пентагона были разработаны программные пакеты вирусов для внедрения в компьютерные базы данных.

Информационное обеспечение военных действий США и НАТО было направлено, прежде всего, против системы управления ВС СРЮ. В этих целях помимо применения управляемых ракет планировалось использова­ние электромагнитных бомб, разрушительное действие которых сравнимо с поражающим фактором электромагнитного импульса, возникающего при ядерном взрыве. Этот импульс способен вывести из строя всю радиоэлек­тронную технику в радиусе десятков километров.

Успешное выполнение задач информационного обеспечения, по мне­нию военных экспертов, предполагало достижение трех важнейших целей:

В ходе военной операции против СРЮ руководство США и НАТО доби­валось не только всестороннего обеспечения выполнения конкретной ак­ции. Значительное внимание уделялось отработке перспективных спосо­бов ведения информационной войны.

По взглядам руководства НАТО, вооруженные силы, владеющие инфор­мационными технологиями, представляют собой новую категорию войск с осо­бой тактикой ведения боевых действий, организационно-штатной структурой, уровнем подготовки личного состава и вооружением, полностью отвечающим требованиям современной войны. Войска и силы, привлекаемые для ведения информационной войны, активно применяют технологии цифровой связи, це­лостные системы боевого управления и разведки, высокоточное оружие и связь со всеми операционными системами. Важнейшим условием эффективных дей­ствий этих сил является их оснащение самыми современными видами воору­жений: радарами второго поколения, системами опознавания типа "свой—чу­жой", глобальными космическими навигационными системами и боевой техни­кой со встроенной цифровой аппаратурой.

Особенности информационной войны в ходе операции

Информационное воздействие в операции НАТО "Союзническая сила" велось с использованием отлаженного механизма, который был успешно апробирован в ходе подготовки и ведения военных операций ВС США в 90-х годах ("Буря в пустыне" в Ираке, "Поддержка демократии" на Гаити, мирот­ворческая операция ИФОР — СФОР в Боснии и Герцеговине и др.) Главные усилия в борьбе за информацию между ОВС НАТО и ВС Югославии были сосредоточены в информационно-психологической и информационно-тех­нической сферах.

Основной составляющей информационной войны ВС НАТО во время агрессии против СРЮ являлось массированное идеологическое и психологическое воздействие крупнейших СМИ стран Запада и сил психо­логической войны ВС США на население и личный состав вооруженных сил Югославии, государств Североатлантического блока, а также мировую об­щественность. Для обеспечения позитивного мирового общественного мне­ния о действиях ОВС НАТО в операции "Союзническая сила" страны блока вели мощную и активную пропагандистскую кампанию, направленную на формирование образа врага, против которого не только можно, но и необходимо применить оружие. При этом активно использовались традиционные методы воздействия на общественное сознание:

Роль главного агитатора и пропагандиста, призванного защищать пози­цию США и НАТО в ходе агрессии, была отведена министру обороны У. Коэну. По сообщениям наблюдателей, только за первый день бомбардировок он выступил сразу в восьми телепрограммах, в пяти утренних выпусках но­востей основных телеканалов и трех наиболее популярных вечерних ин­формационно-аналитических передачах. У. Коэну помогали также помощник президента США по национальной безопасности С. Бергер и госсекретарь М. Олбрайт.

К гражданам США с антисербским воззванием обратился Б. Клинтон. Своим соотечественникам, находящимся за тысячи километров от Югосла­вии, он популярно, в доступной для американцев форме разъяснил причи­ны применения военной силы в отношении суверенного государства.

В этот же период прошла серия передач заказного характера на телеви­зионном канале Си-эн-эн, в ходе которых военные эксперты и аналитики буквально заполнили основную часть времени новостных и аналитических выпусков активной пропагандой в пользу действий НАТО. Ведущим кор­респондентом Си-эн-эн, умело спекулировавшим на чувствах американцев, являлась К. Аманпор — жена официального представителя госдепартамента США Дж. Рубина. Следует отметить, что использование корреспондента-женщины для освещения сюжетов о зверствах сербов в Косово и Метохии, страданиях косоварских женщин и детей имело сильное психологическое воздействие на американскую аудиторию.

Только в течение первых двух недель операции в Косово и Метохии Си-эн-эн подготовила более 30 статей, которые были размещены в Ин­тернете. В среднем каждая статья содержала около десяти упоминаний о Т. Блэре со ссылками на официальных представителей НАТО. Пример­но столько же раз в каждой статье использовались слова "беженцы", "эт­нические чистки", "массовые убийства". В то же время упоминание о жер­твах среди мирного населения Югославии встречалось в среднем 0,3 раза. Анализ содержания текста сообщений позволяет сделать вывод о том, что проводимые психологические операции были хорошо подготов­лены и отработаны.

Одним из безотказных приемов воздействия на аудиторию стало исполь­зование так называемых объективных цифр и документальных данных. Так, один из аналитиков Си-эн-эн заявил о будто бы имевшем место факте ис­пользования 700 албанских детей для создания банка крови, предназна­ченного для сербских солдат. Такая дезинформация, естественно, произве­ла сильное впечатление на общественное мнение Запада.

Деятельность Си-эн-эн во взаимодействии с другими СМИ, а также с группами психологических операций ВС США была рассчитана на макси­мальный охват аудитории, возможность активного ведения дезинформации и включала в себя разнообразные формы подачи материалов с учетом вос­приимчивости аудитории.

В качестве вспомогательных методов по оказанию психологического дав­ления на "несговорчивых" югославов американские специалисты избрали:

введение против Югославии полной экономической блокады;

инсценировку (провоцирование) гражданского неповиновения, массо­вых митингов и демонстраций протеста;

нелегальные подрывные и террористические акции.

В ходе информационного противоборства на этапе подготовки агрессии НАТО удалось создать необходимые международные условия для своих силовых акций и их поддержки в международных организациях. Выполнение других задач, связанных с разрушением единства народов СРЮ в от­стаивании своих национальных интересов, было не столь успешным.

Несмотря на сильнейшее информационно-психологическое воздей­ствие со стороны США и НАТО и неблагоприятный информационный фон, руководство СРЮ в целом достаточно умело действовало в сфере управ­ления информацией, успешно противостояло информационно-психологи­ческому давлению. В ходе конфликта не было зафиксировано случаев частичной или полной потери контроля над ситуацией со стороны югослав­ских институтов власти из-за нарушения информационной инфраструкту­ры.

Информационное обеспечение действий войск (сил) НАТО в ходе воен­ного конфликта планировалось руководством блока по следующим направ­лениям:

Наибольшее внимание в планах уделялось реализации следующих ос­новных способов ведения информационной войны:

При реализации перечисленных способов ведения информационной войны важнейшими формами информационного воздействия были инфор­мационно-пропагандистские акции, радиоэлектронная борьба, дезинформа­ция. Использовались также специально разработанные методики и новые технологии разрушения баз данных, нарушения работы югославских компь­ютерных сетей.

В то же время повсеместно занижались боевые потери блока, замалчи­валась информация о просчетах руководства НАТО, гибели мирного насе­ления, выступлениях мировой общественности против продолжения и эс­калации военных действий.

Таким образом, главной целью информационно-психологического воз­действия США и руководства НАТО на население и вооруженные силы стран — участниц вооруженного конфликта явилось формирование такого общественного мнения, которое в значительной степени оправдывало бы агрессию ОВС альянса против суверенного государства.

Однако тенденциозный, агрессивный характер информационного воз­действия, осуществляемого НАТО в рамках начавшейся операции, впер­вые вызвал активное противодействие со стороны Белграда. Анализ собы­тий показывает, что руководство США и НАТО на первом этапе операции оказались не в полной мере готовы к таким ответным действиям СРЮ. Под­тверждением тому являются не только негативные для НАТО результаты социологических опросов, но и конкретные действия альянса, предприня­тые уже по ходу второго этапа операции для того, чтобы вернуть утрачен­ную инициативу в информационном противоборстве.

Используя все возможности СМИ, военно-политическому руководству Югославии удалось временно перехватить инициативу в информационно-психологическом противоборстве. Югославские СМИ, задействованные в пропагандистской кампании, удачно использовали факты жертв среди граж­данского сербского и албанского населения Косово и Метохии, нарушений ОВС НАТО основных положений Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним, а также поддержку политических, религиозных и обще­ственных деятелей России, Украины, Белоруссии и других государств.

Проведенные контрмеры вызвали всплеск патриотических чувств сре­ди населения Югославии и подъем морально-психологического состояния военнослужащих ВС СРЮ. За счет ограничения передвижения иностран­ных журналистов, введения запретов на распространение определенной ин­формации руководство СРЮ добилось сокращения количества сообщений СМИ негативного характера о проводимой им политике.

Таким образом, своевременно принятые меры политическим и воен­ным руководством СРЮ на первом этапе операции "Союзническая сила" помешали США и блоку НАТО убедить мировую общественность в адекват­ности методов и способов проведения военной операции в Югославии, спра­ведливости ее целей и задач. В результате в мировом общественном мне­нии произошел определенный раскол в отношении политики США и НАТО на Балканах.

Временные неудачи США и его союзников по западному альянсу в информационно-психологическом противоборстве с Югославией были также обусловлены и многочисленными ошибками, которые были допу­щены руководством НАТО в сфере связей с общественностью. Так, настоящий провал произошел при интерпретации руководителями НАТО факта авиационного удара по колонне беженцев в Косово и Метохии 14 апреля 1999 года. Пресс-службе альянса потребовалось пять дней, чтобы в конце концов предоставить собственную более или менее ясную версию случившегося.

Несогласованность действий руководителей блока и его пресс-службы наблюдалась также и при оправдании авиационных ударов ОВВС по зда­нию посольства Китая в Белграде 8 мая, транспортным средствам (12 ап­реля, 1, 3, 5, 30 мая) и жилым кварталам в городах Алексинац (5 апреля), Приштина (9 апреля), Сурдулица (27 апреля, 31 мая), Софии (28 апреля), Ниш (7 мая), Крушевац (30 мая), Нови-Пазар (31 мая) и другим объектам.

Участившиеся провалы и упущения в работе пресс-службы НАТО при­вели к тому, что в ходе второго этапа операции в штаб-квартире блока в Брюсселе произошла серьезная реорганизация информационно-пропаган­дистского аппарата НАТО. Аппарат пресс-службы был усилен опытными специалистами в области "паблик рилейшнз", в том числе организаторами предвыборных кампаний в США и Великобритании.

Для восстановления утраченного в информационном противоборстве превосходства НАТО предприняло целый ряд решительных мер.

Во-первых, ряд ведущих мировых радиостанций ("Голос Америки", "Не­мецкая волна", Би-Би-Си и др.) значительно увеличили интенсивность радиовещания в УКВ-диапазоне на страны Балканского региона на ал­банском, сербохорватском и македонском языках. При этом радиостан­ции использовали американские передатчики, которые в срочном поряд­ке были установлены на границах с Сербией. Передачи информационно-психологической направленности из-за пределов воздушного простран­ства СРЮ осуществлялись силами авиационной группы 193-го авиакры­ла сил специальных операций национальной гвардии ВВС США с бортов самолетов EC-130E/RR.

Во-вторых, с целью подрыва информационно-пропагандистского потен­циала Югославии ОВВС НАТО нанесли ракетно-бомбовые удары по теле- и радиостанциям, студиям и ретрансляторам, редакциям СМИ, большинство которых было уничтожено, что фактически означало ликвидацию системы телерадиовещания СРЮ.

В-третьих, на исходе второго месяца вооруженного конфликта под давлением НАТО совет директоров европейской телевизионной компании 'ЕУТЕЛСАТ" принял решение о запрете для компании "Радио и телевиде­ние Сербии" вести вещание через спутник. В результате Сербское государ­ственное телевидение лишилось последней возможности транслировать передачи на страны Европы, а также на значительную часть территории своей республики.

В-четвертых, силами психологических операций ВС США над террито­рией Югославии было разбросано более 22 млн. листовок с призывами к сербам выступить против президента С. Милошевича и способствовать “скорейшему завершению операции объединенных сил НАТО.

В-пятых, впервые мощная информационная поддержка крупной военной операции НАТО была развернута в сети Интернет. В ней было размещено более 300 тыс. сайтов, посвященных или в разной степени затрагивающих косовскую проблему и военную операцию альянса в Югославии. По­давляющее большинство указанных сайтов было создано непосредствен­но или при содействии американских специалистов по компьютерным тех­нологиям, что, безусловно, повысило эффективность пропагандистской кампании НАТО.

В итоге, несмотря на отдельные сбои, руководство НАТО сумело пере­ломить ситуацию в информационно-психологическом противоборстве с Югославией и завоевать информационное превосходство. Информацион­но-пропагандистский аппарат альянса в целом выполнил поставленные перед ним задачи, своевременно внес коррективы в свою деятельность, разработал и применил новые формы и методы информационно-психологи­ческого воздействия на противника.

С другой стороны, ход боевых действий показал, что умелое управле­ние информацией со стороны руководства СРЮ в определенной степени позволило противостоять информационно-психологическому воздействию со стороны НАТО на население и вооруженные силы страны.

Еще одной составляющей информационного противоборства в опера­ции "Союзническая сила" явилось информационно-техническое противосто­яние ОВС НАТО и ВС СРЮ.

Борьба за информационное доминирование развернулась прежде все­го в сфере электронных средств разведки, обработки и распространения информации ОВС НАТО при активном использовании современных средств и систем разведки, связи, радионавигации и целеуказания. В связи с этим соответствующие подразделения ОВС НАТО провели широкомасштабные акции по поражению важнейших пунктов управления ВС СРЮ, других эле­ментов государственной и военной информационной инфраструктуры Юго­славии, а также подавлению находящихся на вооружении югославской ар­мии систем и средств радиосвязи и радиолокационной разведки.

В ходе нанесения авиационных ударов по объектам информационной ин­фраструктуры ОВВС альянса использовали следующие виды нового оружия:

Полной дезорганизации системы управления ВС Югославии удалось избежать лишь благодаря комплексному применению защитных мер, включающих оперативную маскировку, радиоэлектронную защиту и противодей­ствие разведке противника. Творчески используя опыт иракских ВС в борь­бе с МНС во время войны в Персидском заливе, ВС СРЮ удалось отразить большинство ударов интеллектуальным оружием, сохранить большую часть своего вооружения и военной техники, в том числе средств радиосвязи, ра­диотехнической и радиолокационной разведки.

Большое значение для сохранения боеспособности армии имели:

Другой важнейшей составляющей информационно-технического про­тивоборства явилась борьба за информацию в вычислительных систе­мах. Югославские хакеры неоднократно пытались проникнуть через сеть Интернет в локальные вычислительные сети, используемые в штабах ОВС НАТО. Массовые запросы серверов этих сетей в отдельные периоды вре­мени затруднили функционирование электронной почты. И хотя действия хакеров имели эпизодический характер, применение информационного оружия следует считать перспективным направлением информационно­го противоборства.

Выводы

Таким образом, можно заключить, что войска НАТО, оснащенные информационными технологиями, имеют боевой потенциал, троекратно превышающий эффективность боевого применения обычных частей. Анализ боевых действий армии США показал, что информационные технологии обеспечивают сокращение среднего времени подлета и подго­товки к атаке ударных вертолетов с 26 до 18 минут и увеличение процента поражения целей ПТУРами с 55 до 93 проц. Обработка и передача донесе­ний в вышестоящие штабы в звене "рота—батальон" сокращается с 9 до 5 минут, вероятность дублирования телеграмм снижается с 30 до 4 проц., передачи подтверждающей информации по телефонным линиям — с 98 до 22 проц.

Однако, как показывает анализ событий, то, что привело к ожидаемым результатам в Панаме и частично в Ираке, в Югославии оказалось малоэф­фективно. Так, в ответ на бомбардировки и массированное информацион­но-психологическое воздействие народ Югославии продемонстрировал единство и согласие, в том числе и среди недавних политических противни­ков, а многократный перевес войск стран — участниц агрессии против Юго­славии в личном составе и технической оснащенности не дал ожидаемых результатов при ведении широкомасштабных боевых действий. Опираясь на это, можно заключить, что даже самые современные информационные технологии вряд ли когда-либо могут заменить осознание каждым военнос­лужащим целей и характера войны в защиту территориальной целостности и независимости своей страны.

Безусловно, США и НАТО, обладающие более совершенными метода­ми и средствами информационного противоборства, добились в ходе воен­ного конфликта подавляющего превосходства в информационной сфере. Вместе с тем активные действия военно-политического руководства Юго­славии по нейтрализации информационно-психологических воздействий со стороны НАТО позволили ослабить информационный натиск на личный со­став ВС СРЮ и население страны, а на одном из этапов даже перехватить инициативу в этом противоборстве.

Стратегия оборонительных военных действий ВС Югославии, ограни­ченность средств ведения радиоэлектронной борьбы, отсутствие методо­логии применения информационного оружия не позволили им провести ком­плекс мероприятий по активному информационно-техническому воздействию на системы управления, разведки, навигации и целеуказания противника. Это обусловило поражение ВС СРЮ в информационном противоборстве с ОВС НАТО.

Можно констатировать, что информационное противоборство в опе­рации "Союзническая сила" занимало значительное место в действиях противостоящих сторон. Полученный опыт, а также перспективы техни­ческого развития дают основание выделить этот вид противоборства в рамках вооруженной борьбы в отдельную область противостояния меж­ду государствами или союзами государств. Особенность такого противо­стояния заключается в скрытности мероприятий, находящихся в контек­сте общей политики государств, преследующих свои национальные ин­тересы. Администрация США и руководства других стран-участниц НАТО раз­вернули мощнейшую пропагандистскую кампанию и провели ряд операций в ходе информационной войны против Югославии, которая, однако, не сло­мила волю югославского народа, особенно ее вооруженных сил, их реши­мости в борьбе с агрессорами. В то же время благодаря активному исполь­зованию новейших информационных технологий общественное мнение в США и в большинстве стран Западной Европы оказалось на стороне ини­циаторов и виновников военного конфликта на Балканах.

Учитывая большие возможности и достаточно высокую эффективность структур НАТО по информационному воздействию в военных конфликтах, следует ожидать, что руководство блока будет активно применять его в ходе подго­товки и ведения возможных военных действий. Вследствие этого можно заключить, что роль и значение информационного противобор­ства в военных конфликтах XXI века будет увеличиваться.

 

 

Следующая статья            Послать мне письмо            Гостевая книга

 

 

 

 

Hosted by uCoz